К нам обратился подписчик с кастом байком K100RS для установки блока управления M-Unit Blue, замены китайской ноунейм оптики на диодную и подключения приборки Motoscope Pro. Основная причина - еле заметные сигналы поворотников и тормоза, а также неполный функционал приборной панели. Мы уже делали подобный проект на базе BMW K1100LT, так что с интересом согласились, тем более, что электрика K100 немного отличается, и это наиболее популярный донор под кафе-стриты благодаря укороченной базе и более "легкому" маятнику относительно моделей K1100.
Установка контроллера M-Unit Blue требует дорогой комплексной модернизации, но в результате дает минималистичное рулевое управление, широкий функционал, простую и надежную электрику:
- Стандартные пульты необходимо заменить на пульты с кнопками для управления мотоциклом. Можно сохранить и оригинальные пульты с переключателями, но для этого потребуются реле-конверторы, которые занимают место, увеличивают количество проводов и являются дополнительными элементами системы, что нежелательно.
- На К100 машинки тормоза и сцепления интегрированы в пульты, поэтому необходима установка новых. Оригинальные пульты с машинками легко можно обменять на вторичном рынке на качественные б/у компоненты от современного дорожного или спортивного мотоцикла.
- Оптика и приборка в данном случае целиком меняются на новые. Преимущество фирменных компонент в том, что они сертифицированные, гарантированно ярко светят и надежно работают - для ездового мотоцикла это очень важно. Есть недорогие фирменные модели, так что необязательно покупать дорогие продукты Motogadget, и нет смысла экономить на ноунейм китае.
Мы установили M-Unit Blue с блютус подключением к смартфону. Помимо бесключевого доступа и сигнализиции эта модификация контроллера имеет расширенный функционал через меню телефона, который сильно облегчает подключение бензонасоса и позволяет избавиться от минимум одного реле в схеме.
Ниже приводится описание и комментарии к подключению элементов и настройке функционала:
Оптика
Подключение оптики (фара, поворотники, габаритные огни, стоп сигнал) подробно показано в отдельных видео на нашем канале. Все просто: потребители в соответствующие выходные порты на M-Unit, а управляющие кнопки пультов и датчики тормозов в соответствующие входные порты на M-Unit. Мы рекомендуем использовать реле M-Button, которое объединяет все провода от пультов в один - это сильно уменьшает количество проводов идущих к M-Unit. Далее комментарии по компонентам:
Поворотники Motogadget M Blaze Disc. Отличное решение для минималистичного стиля. Они заменяют грузики руля, которые и так должны быть на мотоцикле, но избавляют от кронштейнов поворотников и самих поворотников. Очень ярко светят вперед и назад, что намного заметнее на дороге. Комплектуются тонкими, но очень прочными проводами.
Поворотники со стоп-сигналом и габаритом Kellerman Bullet 1000DF. Отличное решение, когда нет крепления стоп сигнала или не хочется его устанавливать вообще - как в нашем случае. Поворотники очень яркие, комплектуются защитой от скачков напряжения. Корпус алюминиевый, массу можно подключать на корпус, например, под гайку крепления. Это очень классное решение позволяет избавиться от двух проводов в косе. Мы провели эти провода, потому что владелец может покрыть раму порошком, и не будет контакта рама-поворотник (сейчас контакт есть, так как рама покрашена из балончика и в месте крепления потрескалась). Под такую схему изначально надо выводить минус из рамы поблизости к поворотникам или оголить раму в месте примыкания поворотника, чтобы был контакт. Цена поворотников полностью оправдана, они позволяют сэкономить на стоп сигнале, креплении, уменьшают косу проводов задней оптики, надежные и очень яркие. Рекомендуем!
Фара LSL Eighties. Классическая фара с коротким корпусом, которая хорошо вписывается практически во все кафешные истории с крупными мотоциклами, как, например, К100. Маленькая фара больше подходит для скрамблеров (лучше спрятана в габариты мотоцикла, меньше страдает при падениях, скорости на бездорожье ниже, освещение может быть хуже), вытянутая фара подходит для скоростных каферейсеров (длина подчеркивает стремительный силуэт, более обтекаемая форма, позволяет разместить эффективный отражатель для лучшего освещения на высоких скоростях). Для городского байка с длинной базой LSL Eighties хорошее недорогое решение. Фара легкая, в алюминиевом корпусе, внутри достаточно места для размещения коннекторов пультов и реле M-Button.
Бензонасос
В стоке работа бензонасоса следующая: короткая подкачка при включении зажигания и постоянная работа при работающем двигателе. Чтобы сохранить такую работу, необходимо сохранить оригинальное реле или даже два (мы не вникали в это, т.к. сразу решили делать иначе).
Мы решили отказаться от короткой подкачки при включениии зажигания и подключили бензонасос в порт AUX2, который настроили на управление включателем. Это можно сделать через телефон в настройках M-Unit. В качестве включателя использовали управляющий желто-коричневый провод из блока зажигания, который замыкается на массу во время работы двигателя.
Таким образом, бензонасос включается при нажатии кнопки стартера и продолжает работать, пока двигатель не заглохнет. Подкачка при включениии зажигания не имеет большого значения. Теоретически нужно крутить стартер на секунду дольше, чтобы сделать подкачку, но на практике двигатель запускается также быстро.
На наш взгляд, упрощение электрической схемы важнее незначительной экономии заряда аккумулятора.
Вентилятор Радиатора
Реле управления вентилятором на R100RS многофункциональное. Оно не только включает вентилятор, но и активирует индикатор перегрева на приборной панели. Мы решили его оставить, несмотря на большие габариты. Замена его на более компактное, а также замена оригинального датчика температуры на датчик Motogadget стоит дорого, а принципиально ничего не меняет.
Приборная Панель Motoscope Pro
Приборка Motoscope Pro требует установку блока-конвертера Breakout Box, в который подключаются все датчики, кроме датчика скорости (идет напрямую к приборке).
- Индикация низкого уровня топлива. Оригинальный датчик уровня топлива хорошо работает с Motoscope Pro. Достаточно подключить желтый провод в брейкбокс и обучить приборку в соответствующем меню.
- Давление масла. Оригинальный датчик подключается в порт OILSW брейкбокса.
- Нейтраль. На К100 стоит такой же счетчик передач как на К1100. Чтобы получить от него сигнал нейтрали, мы сделали конвертер из двух управляющих реле, соединенных последовательно. Конвертер необходимо запитать, а выходной сигнал подключить в брейкбокс, в соответствующий порт NEUTRAL.
- Индикация перегрева. Сигнал перегрева выходит из реле управления вентилятором. Мы объединили этот сигнал с сигналом давления масла в порт OILSW. При включении зажигания загорается красный индикатор, сигнализирующий о недостаточном давлении масла - после пуска двигателя он пропадает, так как масляный насос поднимает давление. Если индикатор загорится на ходу в жаркую погоду или во время продолжительной работы на низкой скорости - это будет означать перегрев двигателя. Мы не видим проблемы в том, что перегрев и давление масла выведены на один индикатор, так как эти сигналы имеют разный принцип включения и можно легко догадаться, о чем он сигнализирует. Кстати, этот же индикатор сигнализирует о низком заряде АКБ морганием.
- Поворотники и дальний свет. Для отображения этих сигналов на приборке достаточно подключить сигнал от потребителей в соответствующие порты брейкбокс.
- Тахометр. Стандартный сигнал тахометра подключается напрямую в приборку и корректно отображается без дополнительной настройки.
- Спидометр. Датчик скорости из комплекта Motogadget подключается напрямую к приборке и настраивается заданием диаметра колеса или обучением на ходу.
Также на мотоцикл были установленны:
Регулируемые клипоны ABM MULTI CLIP-ONS - на наш вгзляд лучшее решение для байка на клипонах. Можно настроить руль как угодно, отлично выглядят, позволяют спрятать провода в трубки, прочные (переживут не одно падение).
Тормозная машинка и машинка сцепления ABM - классные немецкие компоненты, машинка имеет уникальный механизм плавающего плеча рычага, которое уменьшается при давлении на рычаг и облегчает усилие выжима, не требует прокачки и оснащена расширительным бачком. Но основная фишка - дизайн, отлично подходящий под общую стилистику рулевого управления. Можно купить не менее качественные компоненты за меньшие деньги.
Алюминиевые ручки руля Motogadget M-Grips. Пока непонятное для нас решение. Выглядят очень круто, в перчатках очень цепкие. Какие ощущения при эксплуатации - неизвестно. Думаем, комфорт зависит от толщины ладони перчаток, в тонких могут быть мазоли.
Пульты Motogadget M-switch - уже классические пульты, их можно встретить на каждом втором проекте. Хороши по балансу доступности кнопок и компактности. Конечно, чем меньше, тем лучше, но более маленькие кнопки уже неудобно нажимать. Два трехкнопочных пульта достаточно для стандартного функционала мотоцикла.
В завершении хочется поблагодарить немцев за классный контроллер M-Unit Blue. Этот компактный блок позволяет легко и надежно управлять потребителями на мотоцикле или автомобиле. Он обеспечивает бесключевой доступ с телефона, оснащен датчиком наклона и работает, как сигнализация (стандартный сигнал используется вместо сирены). Возможность мониторить данные мотоцикла на телефоне может быть полезна спортсменам или экспериментаторам.
Очень хочется сделать проект с полностью кастомной электрикой на базе M-Unit, с заменой блока управления двигателем и всех датчиков, но мотоцикла под такую работу пока нет.
- Предыдущая
- Следующая